Формат: онлайн
Когда: 18.12.2023 с 19:00 до 20:30
зАПИСЬ: ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ НА СРОК В 30 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Психоанализ кино
Рефлексия одиночества и самости в фильме «Персона» И. Бергмана
Совместно с выпускницей нашей магистерской программы Софией Агамалян — психоаналитически ориентированным консультантом (раскрытие потенциала, поиск предназначения, исследование творческого) — в рамках открытой лекции мы исследуем кино с точки зрения психоанализа и рассматриваем вопросы из области коллективного бессознательного.
В декабре мы продолжаем исследование творчества Ингмара Бергмана в рамках мастерской. На этот раз наш психоаналитический взор упал на фильм «Персона».

Это история о знаменитой актрисе, которая внезапно перестает разговаривать. Никто не понимает, что с ней происходит, и психиатр отправляет ее с сиделкой на море. Актриса молчит и слушает, сиделка постоянно разговаривает, а границы между личностями двух женщин постепенно размываются.

Картина выиграла премию Guldbagge в номинации «лучший фильм». Фильм также занял пятое место в списке лучших, по версии Sight & Sound, в 1972 году.
Эрнст И́нгмар Бе́ргман — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. Признан одним из величайших кинорежиссёров авторского кино.

Несмотря на то, что название фильма ассоциируется с архетипом, сформулированным К. Юнгом, мы поразмышляем в первую очередь над его содержанием, которое несет в себе это название: проблематикой соответствия внешнего проявления внутреннему наполнению.
София Агамалян
Ведущий
«Проведя несколько встреч в рамках мастерской я обратила внимание, что участники приходят думать, рефлексировать и чувствовать. Мне нравится, что наши встречи являются не функциональным тренингом, а творческой формой для возможного обретения смыслов через соприкосновение с произведениями киноискусства. Я очень благодарна каждому, кто проявляет интерес к моей деятельности и участвует в наших занятиях.

Благодаря этой мастерской я хотела бы познакомить участников с кинематографом, который обогащает и преображает внутренний мир, что необходимо специалистам, занимающимся психоанализом. Мы работаем собственным психическим аппаратом, и осмысление метафорического, символического кино развивает нашу психоаналитическую личность».
Персона – это всегда только Я?
Мы поисследуем природу безмолвия одной героини и откровенности, граничащей с исповедью на кушетке, другой. Персона – это всегда только Я? И если нет, где эта грань между Я и Другим, раз «мы так похожи друг на друга»? Слияние субъекта и объекта как физический и психический симбиоз, воплощающийся в зеркальном их взаимодействии.
«Нет смысла спрашивать, показаны ли в фильме два лица, походившие друг на друга прежде, или же только начинающие походить друг на друга, или, наоборот, одна раздваивающаяся личность. На самом деле, все обстоит совсем иначе. Крупный план всего лишь привел лицо в такие области, где перестает действовать принцип индивидуации. Эти лица сливаются не потому, что они похожи, а из-за того, что они утратили индивидуацию, а в равной мере – и социализацию, и способность к коммуникации».
Жиль Делёз
Французский философ
Ценность этой мастерской заключается в первую очередь в том, что мы смотрим и обсуждаем трудное кино. Психоанализ – это труд, приносящий удовольствие. А кино, приглашающее наш психический аппарат к труду, — чистый психоанализ. Занятия в своей мастерской София начала с фильмов А. Тарковского, И. Бергмана, Л. Бунюэля, так как они обладают важнейшим качеством психоанализа – являются вневременными и очень личными. В рамках мастерской мы также будем исследовать кино и других классиков психологического кинематографа.

О нашей встрече София говорит: «Для наших встреч я подбираю такие картины, осмысление которых непременно запускает собственную психическую работу, благодаря раскрытию психологического и художественного мира режиссера. Вместе мы обращаем внимание на мысли, символы, образы, заключенные в фильме и необычайно важные для понимания душевной жизни человека в целом.


Определяя возможность мыслить и чувствовать, как основополагающую для полноценного функционирования личности, мы обращаемся к фильму, как к форме, приглашающей наполнить ее личным содержанием. Данная мастерская существует для того, чтобы через осмысление и ощущение шедевров мирового кинематографа мы исследовали себя, трансформировались и развивали свой психический мире».

До встречи!
Присоединиться к Клубу МП
Вы будете перенаправлены на страницу регистрации